Мария Аронова: «За пьянство партнеров наказываю продюсеров двойным гонораром!»

13 апреля 2016, 11:23

11 апреля в столице Черноземья с легкой комедией «Гастрольное танго» побывала Мария Аронова. На Аронову в Воронеже всегда полный зал, неважно, с каким спектаклем она приезжает. Любят актрису за ее колоритных героинь. Муся из «Артистки» или Леля из «Кушать подано» — это какой-то высший комедийный пилотаж. И особняком – Бочкарева в «Батальоне», недостижимая высота драмы. Про саму Аронову пугали: редко дает интервью, характер имеет резкий. Практика показала – у Марии Валерьевны это из-за желания все делать профессионально, в абсолюте, а значит – и требовать того же от других…

НА ЭКРАНЕ СЛИШКОМ МНОГО КРОВИ И АГРЕССИИ

— Вам повезло работать с хорошими режиссерами. У кого бы еще хотелось сняться? Может, в Голливуде, — поинтересовалась «Комсомолка» у актрисы.

— Про Голливуд я не помышляю, потому что языка не знаю. Думаю, я никому там не нужна. Конечно, мне бы хотелось еще сняться у Станислава Говорухина. С удовольствием бы поработала с Дмитрием Месхиевым. Конечно, мечтаю поработать с Михалковым. Потому что все артисты говорят, что больше на площадке их так ни один режиссер не любил, как Михалков. Надо тебе сутки готовиться к твоему главному монологу, значит, ты будешь готовиться сутки. Он в этом плане, говорят, совершенно фантастический. Я с удовольствием поработала бы с Сережей Урсуляком еще. С Лешей Сидоровым, который снимал «Бригаду». Сейчас подошло поколение молодых режиссеров, и хочется встретиться еще и с ними. И нельзя не сказать о киевском режиссере Максиме Папернике, с которым мы работали над фильмом «Кушать подано». Он совершенно фантастический парень, нежно мной любимый. Хочется надеяться, что мы все-таки в Киеве еще будем работать.

— О непростом характере Говорухина ходят легенды… Вы к нему нашли подход?

— Если будет мягкий, слабовольный, не принимающий решения, не держащий правильно свою команду в ежовых рукавицах, капитан корабля, куда судно поплывет? Наверное, в порту будет по кругу плавать. У меня в семье был авторитетный папа. Я с огромным уважением всегда относилась к своему старшему брату. И учитель у меня такой же — абсолютно непоколебимый авторитет Владимир Иванов. Поэтому когда я прихожу на площадку и вижу человека, перед которым все встают, когда он входит в павильон, при этом он не самодур, профессионал, высочайшей культуры человек, по-моему, это подарок для любого артиста… Я вообще не дружу с режиссерами и с продюсерами. Мои отношения с ними могут строиться только на работе. Мне главное понять — чего от меня хотят. Если я делаю то, что режиссер от меня хочет, значит, и отношения у меня будут хорошими. Подлизываться я никогда не пробовала — у меня не получается из этого ничего хорошего.

— 2016-й объявлен Годом кино. Как считаете, каких фильмов нам не хватает, про кого?

— Хотелось бы, чтобы сформулировали героя нашего времени. Если вы помните, в момент выхода замечательного сериала «Бригада» был определенный герой нашего времени. Сейчас снимается огромное количество фильмов про полицейских, следователей. Мне бы хотелось, чтобы у нас формировалась какая-то история, связанная с нашей молодежью. Чтобы воспитывалось уважительное отношение к родителям, мужчин к женщинам, чтобы воспевалось отношение родителей к детям. Чтобы это были какие-то культовые фильмы, на которых бы учились наши молодые ребята. Мне кажется, сейчас нехватка в этом. На экране очень много крови, агрессии, смертей. Мне бы хотелось, чтобы у нас кинематограф озадачивался тем, чтобы воспитывать наше поколение.

ПРО КОЖЕВНИКОВУ ДУМАЛИ – СМАЗЛИВАЯ ДЕВОЧКА, ОКАЗАЛОСЬ – БОЛЬШАЯ ЛИЧНОСТЬ

— «Батальон», за который вы получили премию, один из таких. Что было сложнее всего на съемках?

— Отлучаться на московские спектакли. Из-за этого я теряла атмосферу. Приходилось все время покидать съемочную площадку. Я отменила все антрепризы, но никто не отменил мои репертуарные спектакли в театрах Вахтангова и Пушкина. Поэтому я была вынуждена все время ездить в автодоме — в тот момент, когда мы снимались под Псковом, другого сообщения там не было. Это фактически бессонные ночи. Приезжала сразу на площадку. Это для меня было мощнейшим испытанием. Все даже, если не входили в кадр, сидели у плэй-бека, смотрели, как проходят сцены. Это очень важно – они впитывали атмосферу. Для меня это было мучительно. В остальном меня берегли — я не бегала, в грязи так не валялась, как это делали девочки. За меня страдал дублер.

— Как вам работалось с Марией Кожевниковой?

— Ну что я перед съемками слышала: красивая девочка, депутат, из состоятельной семьи. Конечно, я думала: ну, сейчас начнется — приедет звезда. Приехал абсолютно скромный, хорошо воспитанный человек, живущий на тех же условиях, что и вся группа, безоговорочно, безмолвно сносящий все тяготы общения с Дмитрием Месхиевым, потому что грозный Говорухин — это детский лепет по сравнению с Месхиевым. Там летали стулья и рации. Он просто супер-бомба. Если он не в духе, если он тобой не доволен, то не приведи господь попасться ему под горячую руку. Маня попадала не раз. И то, с каким достоинством, безоговорочно, она это сносила, глотая все это и входя в кадр, это говорит о том, что она большая личность. У меня после съемок очень теплые к ней чувства остались. Я с большим уважением к ней отношусь.

— О ком еще у вас кардинально менялось мнение?

— Я как-то наткнулась на большое интервью Валерия Леонтьева, которого я совершенно не знала в жизни, потому что я не большой любитель эстрады, – ну поет и поет. И была совершенно поражена фантастической глубиной этого человека, его умом. Вот это для меня было абсолютным открытием, откровением просто.

ЧТОБЫ СОГЛАСИЛАСЬ ВЫЙТИ НА СЦЕНУ С ПЬЯНЫМ, ПОТРЕБОВАЛА ДВОЙНОЙ ГОНОРАР

— На что вы в работе не согласитесь?

— На пьяного партнера. Никогда, ни при каких обстоятельствах. Это знают все. Я не выношу этого. Я компанейский человек, очень люблю компании, праздники, веселье. Но не в профессии. Некоторые удивляются, мол, почему я так резко на это реагирую? Почему нельзя быть пьяным хирургу — его посадят или лишат лицензии. Актер занимается настроением человека, его эмоциями, душой. По большому счету, это та же врачебная деятельность. Какое право я имею выйти в непотребном виде на сцену, если приехала женщина и отдала последнюю 1000 рублей для того, чтобы меня увидеть. Почему я должна лишать ее удовольствия?

— Не приходилось сталкивались с таким состоянием коллег?

— Один раз. Я позвонила продюсеру и сказала, что на сцену не иду, уезжаю со спектакля. Меня уговорили. Не буду скрывать – мне заплатили двойной гонорар за то, чтобы я осталась. И я без зазрения совести увезла его домой. Зато больше мы с этим не сталкивались!.. Я вообще люблю профессиональных людей, очень страдаю от тех, которые берутся за что-то, при этом мало что умея. Особенно это раздражает, когда живешь в цейтноте, каждая секунда дорога, тебе некогда останавливаться. А тут торможение — от непрофессионального водителя, гримера, костюмера – это ужасно. Это для меня тяжелейшее испытание.

— Одни говорят, что актерство – жертвенная профессия, другие, что это величайшее из удовольствий. А для вас это что?

— Наверное, область самоутверждения. Это момент, когда я могу быть кем-то. В жизни огромное количество женщин делает пластику, худеют или полнеют, пытаются сделать все, чтобы на них обратили внимание. Меня Господь от этого уберег. Я не страдаю от того, что могу не так выглядеть или не быть той, которой я хотела бы себя представить, потому что у меня есть возможность в нее перевоплотиться. Я говорю про женское ощущение себя в жизни. Это очень важно.

НАСТОЯЩИЕ МЭТРЫ ВСЕГДА КРАЙНЕ ПРОСТЫ

— У вас много премий, какая вам наиболее дорога? Или они для вас неважны?

— Говорить, что мне все равно – солгу. Я обожаю премии! Это огромная радость для моего папы. Жалко, что мама этого не видит. Думаю, признание ребенка — это радостные минуты для родителей. Я рада, что я народная артистка. Это оценка моей работы. Ради чего иначе я все это делаю-то? Кокетничать не буду. Мне очень дорога Госпремия, получить ее из рук президента было так волнительно. Тем более, когда еще и сидишь между таких крутых «парней», как Михаил Ульянов и Владимир Этуш… Еще премии, связанные с фильмом «Батальон», дороги. Особенно зарубежные. Не так давно продюсер Игорь Угольников привез мне африканского «Оскара» – такую 8-килограммовую статуэтку бегущей львицы (статуэтка «Быстрый лев» — награда кинофестиваля стран БРИКС в Йоханнесбурге,ред.). Мне приятно, что оценивается моя работа. И конечно, не забыть одну из первых моих премий – «Хрустальную Турандот», тогда актриса Юлия Борисова подарила мне рушник, который ей когда-то подарил Василий Топорков. Он сказал: увидишь человека достойного – передай ему. А уж когда такие люди подходят к тебе и начинают разговаривать о твоих работах на стороне, когда ты понимаешь, что эти люди тобой интересуются, — это основные награды.

— Чему научились у мэтров?

— Меня еще родители наставляли: чем ты больше, значит, тем меньше должен быть в жизни. То есть ты должен быть доступнее, демократичнее. Это я увидела, в первую очередь, в лице Михаила Ульянова, когда пришла в театр Вахтангова. Я была поражена его родственностью, простотой. Потом я увидела Юрия Яковлева, Юлию Борисову, Максакову, Волынцева, всех наших «пароходов» — они абсолютно просто общались. Или взять недавно ушедшую Наталью Крачковскую, с которой мы встретились на съемках первого ситкома нашей страны «Клубничка». Я, конечно, была поражена простотой их общения со мной. Кто я была? Да никто. А они уже были ого-го кем, когда меня еще не было. Это, конечно, поражало.

— Поэтому вас не смогли переманить из театра Вахтангова?

— Мне кажется, что это, в какой-то степени, следствие черт моего характера. Крысости моей (я по Восточному гороскопу Крыса): для меня моя нора – лучше всего. Может, это даже некая трусость: зачем уходить в неведение, если здесь все хорошо? Вот взять Нонну Гришаеву, с которой мы вместе учились, она какая-то более смелая, по сравнению со мной. Руководит сейчас театром в Подмосковье. Мне бы это не пришло в голову никогда. Нонна более рисковая, чем я. Это мне в ней нравится. Она подвижная в плане экспериментов, не боится этого. Я, наверное, в этом смысле более тяжеловесная, консервативная. Печально, что мы стали редко видеться с Нонной, лучшего партнера у меня не было никогда, да простят меня остальные. Она – мой близнец: я говорю «А», она – «Б».

ГЕРОИЗМ МУЖА В ТОМ, ЧТО ОН СМОГ ВЫСТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С МОИМ СЫНОМ

— Вы рассказывали, что сын был сущим наказанием, хуже вас в три раза. А дочка Сима тоже в маму пошла характером?

— Нет, в мужа, в бабушку по папиной линии. Хороший человечек. С детства для нее было важным подать тапочки, сделать приятное. Надеюсь, она будет счастлива как женщина, что ее никто не обидит. Меня расстраивает, что она очень доверчивая. В авансах, которые она дает людям — все отдаст любому, а оценят это или нет — неважно. Боюсь, шишек тут насобирает.

— Таланты к творчеству проявляет?

— Мне кажется, она больше педагогическими талантами обладает. Ее обожают дети – от грудных до ровесников. В этом плане она моя противоположность. Я вообще не умею общаться с детьми, так же, как и мой папа. Мне не ясно, как можно через 4 секунды не понять то, что и так понятно? Меня сразу разрывает… Еще Сима очень любит животных, я бы сказала, что у нее патологическая любовь. У нас куча живности: собаки, попугаи, шиншиллы, хомяки. И еще дочка много лет занимается конным спортом. Готовимся к соревнованиям в мае.

— У вас в семье нетрадиционное распределение обязанностей: муж согласился следить за домом и детьми, пока вы зарабатываете. Сейчас в кризис многие мужчины теряют работу, но стать «домохозяйками», если жена хорошо зарабатывает, им претит.

— Правда, все может случиться, по-разному может жизнь повернуться. Главное — уметь договориться. Если ты приходишь в грязный дом, где запущенные дети, спотыкаешься о выпившего мужчину, а ты при этом кормилица, то в чем тогда смысл? Может, это выход? Но мне бы и в голову не пришло такое предложить мужу, я воспитана в обычной семье, где папа не занимался домом, так что я бы изыскивала другие варианты – нянь, еще чего-то. Меня тогда поразила эта идея Жени. Вообще он научил меня договариваться. Основная проблема семей в том, что мы перестаем разговаривать. Женя на 15 лет меня старше, он научил меня этому. До него я вообще не знала, что такое семья, у меня ее никогда не было, были только идиотские романы, которые заканчивались моим разочарованием в этих мужчинах, которых я идеализировала, придумывала себе, а потом обескуражено наблюдала за тем, чего нет. А Женя оказался человеком, который целенаправленно хотел семьи, ребенка. Его героизм еще и в том, что он сумел выстроить отношения с моим сыном. Чего не бывает в очень многих семьях, когда женщина с ребенком встречается с мужчиной. Обязательно кто-то начинает страдать: либо женщина предает ребенка от первого брака, либо начинаются скандалы с избранником. В данном случае Женина заслуга в том, что он воспитывает моего сына как своего.

 

Источник: http://www.kp.ru/daily/26515/3532276/